Главная Новости

Пропавшая жизнь у чеховского «Дяди Вани»

Опубликовано: 27.10.2023

Пропавшая жизнь у чеховского «Дяди Вани»

Пьеса ЧеховаДядя Ваняначинается с приезда отставного профессора Серебрякова и его молодой и красивой жены в имение его первой жены. Их приезд нарушает жизнь в поместье и отношения между всеми персонажами драмы.

Вскоре после их приезда Войницкий (дядя Ваня) отчаянно влюбляется в красавицу жену Серебрякова Елену Андреевну; Доктор Астров испытывает то же самое. Его любит Соня – дочь Серебрякова от первого брака с сестрой Войницкого. Эти любовные отношения мы можем наблюдать через два треугольника: Серебряков – Елена Андреевна – Войницкий и Соня – Астров – Елена Андреевна.

Все взгляды обращены на Елену Андреевну. Она та женщина, которая приводит в движение всю драму и своим приездом нарушает устоявшиеся годами в поместье отношения, а сама ничего не делает, она просто присутствует на сцене. Мы знаем о ней мало, почти ничего, ее драма пронизана чувством неполноценности и скуки:Умираю от скуки, не знаю, что делать.

Помимо этого чувства, отражающего ее обычное состояние, в существе Елены присутствует чувство неуверенности, которое заставляет ее выйти замуж за человека, который своим социальным статусом даст ей безопасность и поддержку в жизни. В таком браке без любви не может быть настоящего счастья, но чувство неполноценности и страх сделать решительный шаг мешают Елене уйти от мужа. Соня говорит, что хотела бы иметь молодого мужа, он открыто говорит ей, что она несчастлива, но также говорит ей:Если ты веришь клятвам, то клянусь тебе, что я ушла к нему по любви. Это была не настоящая любовь, а искусственная, но мне казалось, что это была настоящая любовь. Я не виноват...

В то время как в отношениях с Войничем она использует моральные нормы как предлог для дистанцирования, Елена ведет себя по-другому по отношению к Астрову, потому что он ей нравится и ей скучно без него, поэтому она втайне рада, что Астров не любит Соню.

Однако природа не дала Елене Андреевне ничего, кроме исключительной физической красоты, поэтому она осознает, что способна вызвать только страсть, но не настоящую любовь. Ей нужно, чтобы люди не только видели в ней красоту, она жаждет уважать и любить ее ради нее самой:Я лучше и возвышеннее, чем вы думаете! Клянусь тебе!

Поведение Астрова по отношению к Елене ясно обнаруживает правду о том, что он ее не уважает, а разговор его с ней, в котором он называет ее хитрым существом и хищницей, имеет крайне провокационный тон. Единственное, что связывает Астрову с Еленой, – это ее красота. Он чувствует, что оцепенел, что для него все кончено и что он больше не может ни к кому привязываться. Хотя он чувствует, что Елена Андреевна могла быпромыть ему мозгивсего за один день, он осознает, что это не любовь и не верность. Елена тоже это знает и поэтому не соглашается видеться с ним тайно; остается несчастно и молча разыгрывать свою драму, в которой, как и везде, она лишь эпизодическое лицо:Я женщина скучная, эпизодическое лицо... И в музыке, и в доме мужа, и во всех любовях, словом, я везде был эпизодическим лицом. (…) Нет для меня счастья на этом свете...

Психологическое состояние Сони лучше всего раскрывается в ее отношениях с Астровым и Еленой. Вся ее тоска и мечты связаны с Астровым; она обожает все, что он делает, она хочет заботиться о нем, она говорит ему, что он замечательный, надеясь при этом пробудить его эмоции и заставить его полюбить ее. Ее любовь чиста и искренна, настолько сильна, что она чувствует, что любит его больше, чем свою покойную мать, она каждое мгновение слышит его голос вот уже шесть лет. Астров прямо говорит ей, что на самом деле он никого не любит и никогда никого не полюбит, ни ее, ни ее сестру, ни ее подругу, ни любую другую женщину. После этого разговора, происходящего в намеках, Соня счастлива, хотя должна быть разочарована, ведь она умна и полностью понимает слова Астрола. Однако она не хочет лишать себя надежды; эта потребность в надежде и стремление к счастью, хотя бы это был только обман, мотивирует все поведение Сони.

Астров недоволен своей жизнью, он чувствует, что судьба колючей веткой хлещет его по лицу, не останавливаясь, а вдали нет света. Пламя его света погасло, он потерял свой идеал и окружен чудаками — он сам стал чудаком. Он чувствует, что не может больше никого любить, потому что в нем погасла всякая искра света; он не надеется на лучшее - в отличие от Сони, которая сохраняет надежду.

Отношение Вани к Елене вначале не показывает его отчаянной потребности быть с ней, но с того момента, как Елена явно отвергает его, давая понять, что его излияния нежности ей противны, он осознает свою несостоятельность. Он понимает, что безрассудно растратил прошлое по пустякам, а действительность страшна для него своей нелепостью, поэтому щедро предлагает свою жизнь и любовь Елене. Он глубоко сожалеет, что не сделал ей предложения десять лет назад, когда ей было семнадцать и она навещала его покойную сестру. Он думает о том, что мог иметь и что потерял и, подводя итоги своей жизни, понимает, что его обманули и что он потерял и свой идеал - профессора Серебрякова.

Несчастное начало несбывшейся любви остается там, где было, — в начале; остается только унылой и печальной жизни продолжать свои ежедневные драмы там, где они остановились с потенциальной надеждой... Тогда, когда нам кажется, что, быть может, любовь осуществится, Чехов обращает своих героев к их неудачам, не позволяя им быть счастливыми с теми, кого они любят, тем самым завершая свои печальные судьбы и неудавшиеся жизни.

Любовные треугольники в «Чайке» Чехова.

Автор: Душица Чукич

rss