«Русский стиль в интерьере: от избушки до усадьбы»

Опубликовано: 02.09.2018

видео «Русский стиль в интерьере: от избушки до усадьбы»

Русская изба, история и традиции

Многих людей все больше привлекают традиционные ценности, и желание обустроить жилье в соответствии с последними модными тенденциями уступает обращению к истокам. Русский стиль в интерьере не стоит связывать только с бревенчатым теремом в лесу — даже если не привязываться к конкретному периоду, интерьеры разительно отличались в зависимости от социального слоя, которому принадлежал владелец. Стиль крестьянской избы и облик помещичьего имения – две совершенно разные вещи.  А ведь существовали еще городские особняки и загородные дачи, которые тоже оформлялись неодинаково.


"Дачный ответ": Космический сад с теплицей в виде обзорного купола

содержание:

 Русская изба

 Дворянское гнездо


Интерьеры. Сто лет назад

 Высокий штиль

 А-ля рюс

 

 

«Русская изба»

Этот стиль чаще используется для оформления домов и коттеджей за городом, где живут постоянно или приезжают только на выходные. Он прекрасно гармонирует с близостью природы, во многом являясь ее продолжением.

Стиль исконно русской избы напоминает деревенский стиль в интерьере и экостиль сразу. Он начинается, естественно, с дерева – этот материал заполняет практически все помещение, поэтому придется потрудиться.  Исторически верный вариант – бревенчатые срубы, можно также воспользоваться отделкой досками с эффектом состаренности, на стенах, полу и потолке. Не забывайте про окна, пластик должен быть заменен на деревянные рамы, желательно с распашными ставнями.

  

Конструкция избы очень лаконична и проста, а ее интерьере статичен и не предполагает перестановок. Самым светлым и просторным местом в крестьянской избе была горница – место для приема гостей, посиделок за столом, иногда для сна. В ней располагался красный уголок с иконами, большой стол, печь. Деревянные лавки возле стола были вмонтированы в стену, на них сидели, а при случае и спали. Даже в крестьянских домах было большое количество сундуков, в которых хранилось все имущество, шкафы появились лишь в XIX веке. Царицей русской избы была печь – второе по важности, после красного уголка, место. Она служила для приготовления пищи, отдыха, обогрева пространства, на ней лечились, занимались рукоделием, вели беседы, «рождались и умирали». Любопытно, что этот элемент можно вписать даже в современный русский стиль в интерьере – доказательство этому на следующей фотографии. Символ печи сохранен в своем первоначальном значении, не потерял своей функциональности и занимает ключевое место в пространстве.

 

Кровати всегда украшались большим количеством текстиля, перинами, пуховыми одеялами и наваленными горой подушками. Шитье из лоскутов – еще одна колоритная деталь, которая может дополнить интерьер простой деревенской спальни. Сейчас эта техника называется пэчворк и пользуется большой популярностью не только в России, но и в зарубежных странах, поэтому найти разноцветное одеяло не составит никакого труда.

 

«Дворянское гнездо»

В этих интерьерах более явственно прослеживается стремление к уюту, так называемая мещанская роскошь. Голые деревянные стены заменены обоями, а богатая знать могла позволить себе и отделку текстилем. На полу, разумеется, наборный паркет, натертый воском до зеркального блеска. Диваны были обиты яркой парчой, которая сейчас может быть заменена кожей или велюром, кресла мягкие и глубокие, под ними дорогие ковры. В качестве украшения в русском интерьере использовались картины, витражи, лампы с изысканными абажурами.

 

Помещения активно наполняются предметами, заимствованными из западных стилей. Как и колониальный стиль в интерьере, дизайн такой квартиры может содержать в себе элементы восточных культур – расписные шелковые ткани, деревянные фигурки, ширмы. А на следующем фото мы можем увидеть русскую комнату в стиле модерн, с характерными витражами, изящными статуэтками и витиеватой резьбой на мебели.

 

В византийских традициях, русская печь или камин выкладывались изразцами, разновидностью кафеля. Это была либо чистая глина с выпуклым рисунком, либо глазированные плитки. Изготовление изразцов переросло в настоящее искусство, забыть о котором при создании исконно русского стиля немыслимо. Полюбоваться на тончайшую работу, которая украсит любой дом, вы можете на фото ниже.

 

«Высокий штиль»

Мы поговорили о простом и практичном русском укладе, но у нашего стиля есть и вторая сторона, которую, кстати, педалируют модные дизайнеры по всему миру. Речь идет об ампирном русском стиле в интерьере, от которого часто проводят аналогию к итальянскому – эксцентричному и склонному к излишествам, не лишенному классической монументальности. Обстановка отличалась торжественностью, использованием большого количества золоченого декора, обилием лепнины, колонн, арок, барельефов на мифологические и библейские темы.

 

Можно вспомнить и о таком понятии как «Нарышкинское барокко» — оно возникло благодаря ориентированному на западную стилистику боярскому роду, в чьих имениях были построены первые в России образцы великого стиля. Он не отличался полной пародией, скорее наоборот – все было переиначено на русский манер. В интерьерах появились тонкие кружевные конструкции, деревянная резьба, сочетание белого и красно-розового цвета в отделке стен. Девичьи комнаты в аристократических домах оформлялись и в стиле русского рококо, пример которого вы можете увидеть на следующем фото. Дворяне ревностно следили за изменениями моды и старались угнаться за каждым ее писком. Так на мебели появились съемные чехлы, позволяющие изменять цвет комнаты по несколько раз за год.

 

«А-ля рюс»

Так называемый стиль «а-ля рюс» — это не воссоздание образа русского дома с точностью, а украшение жилья с помощью характерных национальных элементов. Этот стиль несколько лубочный и примитивный, эксплуатирующий узнаваемые во всем мире образы – матрешки, самовары, медвежьи шкуры, балалайки. Кто-то сочтет это пошлостью, а кто-то с радостью, не открещиваясь от наследия русского стиля, обустроит в этом духе весь интерьер. Но не превращайте свой дом в жилище Плюшкина – ограничьтесь нетривиальными вещами, имеющими практическую ценность.

Узнаваемой чертой любого этнического стиля в интерьере является орнамент. Традиционный русский рисунок не нужно представлять отдельно – расписная посуда является одной из самых колоритных и узнаваемых во всем мире. Гжельские и хохломские мотивы являются абсолютно уникальными и не имеющими аналогов, без этой деревянной посуды в русском доме не обойтись.

 

Столовые фарфоровые сервизы, как и во всех европейских странах, украшали цветочными росписями. Причем их использовали не по праздникам, а для повседневного обихода. Несмотря на то, что изначальным толчком служили работы немецких и французских мастеров, русские художники переосмысливали изображение, и оно приобретало уникальный и самобытный характер. Кстати, настоящую посуду того времени довольно просто найти в антикварных магазинах. Первое русское кружево плелось из золотых и серебряных ниточек и украшалось мелким жемчугом – представьте, как сверкало и переливалось это великолепие! Столь же восхитительно выглядит современное вологодское кружево, которое продолжает традиции, заложенные еще в XIX веке. Занавески, салфетки, скатерти и покрывала даже в современном жилье будут смотреться не атавизмом, а изысканным аксессуаром.

 

К сожалению, яркий и самобытный русский стиль в интерьере используется редко и однобоко, либо не используется вообще. Но говорить о его исчезновении рано — пока молодое поколение восхищает стиль поп арт в интерьере, люди, которых больше не интересует эпатаж и художественные эксперименты, начинают переосмысливать прошлое. Рано создавать что-то новое, когда его не на чем строить. Но все, что десятилетиями забывалось и отвергалось, в наших силах возродить вновь.

rss